ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №8 для одаренных детей города Павлодар
г. Павлодар, ул. Ленина, 12
8 (7182) 53-47-14
Расписание
Партнерам

Партнерам

Новости

Предложения с обращениями

Русский язык      5 класс

Тема: Предложения с обращениями

Учитель: Ешмекова Анна Юрьевна

Цель урока: Знать определение понятия и об использовании обращения в речи; уметь находить обращения в предложении; отличать от подлежащего; составлять с ними предложения; выразительно читать предложения с обращением; развивать логику, память, речь; воспитывать интерес к слову.

 

Деятельность учителяДеятельность обучающихся

3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Приветствуют учителя, дежурный называет фамилии отсутствующих.

5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит проверку домашней работы.

Какие члены предложения называются однородными?

Что такое обобщающее слово при однородных членах, на какой вопрос оно отвечает и каким членом предложения является? 

Где может  находиться обобщающее слово по отношению к однородным членам? Как при этом меняется постановка знаков препинания?

Ученики демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые задания. 

5 мин. III. Мотивация к изучению нового материала. Учебник, стр. 69 упр. 153. Чтение правила.

Ученики выполняют задание. Делают записи в тетрадь для правил. 

15 мин. IV. Актуализация знаний.

Запись на доске.

1.Ребята бережно обращаются с учебниками.

2.Ребята, бережно обращайтесь с учебниками.

   Выразительное чтение предложений, соблюдая интонацию. Разбор по членам предложений.

 

   Анализ второго предложения.

Вывод: Второе предложение  с обращением. 

      Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. 

       Где стоит обращение?

       Преобразуйте предложение так, чтобы обращение стояло в середине и в конце. Объяснить знаки препинания.

  Запишите в тетради.

Слово учителя: Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

    Ребята! Бережно обращайтесь с учебниками.

   Разберите предложение по членам.

Вывод: Обращение не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого. Следовательно, не является членом предложения. Роль обращения обычно выполняет существительное в Им.п.

Ребята, часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу говорящего. Очень часто обращение раскрывает героя произведения. 

   Вспомните отрывки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, где встречаются обращения: «свет мой, зеркальце», «мерзкое стекло».

    - С какими словами обращается царевна, Елисей? Как это характеризует их?(ответы детей). Ученики внимательно слушают учителя. Выполняют разбор предложений (устно).

15 мин. V. Закрепление урока. Ситуация в библиотеке, больнице, в магазине. Составить предложения, с которыми вы обратились бы к библиотекарю, врачу, продавцу. Используйте обращения и вежливые слова.

Упр. 154, 155. Ученики заполняют данную таблицу. 

новых слов.

5 мин. VI. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Проводит рефлексию.

Высказывают свое мнение по поводу урока. 

 2 мин. VII. Домашняя работа.  Упр. 157. Объясняет особенности выполнения домашней работы. 

*в случае выполнения плана урока задолго до звонка работать с дополн. Заданиями (разборы) по пособию Шибаловой Л.В.

Записывают домашнюю работу в дневниках.