ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №8 для одаренных детей города Павлодар

 

 

Картинки по запросу instagram  Картинки по запросу фейсбук

г. Павлодар, ул. Ленина, 12
8 (7182) 53-47-14

Полезная информация

Телефон доверия
8 771 425 52 33


Медицинский сотрудник (служба)
8-705-268-30-17

Уполномоченный по правам ребенка РК
Телефон 111 перейти на сайт

Численность обучающихся в лицее
901 учеников

         ВНИМАНИЕ!

 

 

 

 

Достижения

Областной фестиваль робототехники "Казроботикс"

III место - "Кегельринг-квадро"- Конрат Елизавета(8Б), Никоноров Максим(8Б)

III место - "Слалом" - Васин Евгений(7В), Ахметов Арлан(7В). Педагог:Смаилов Р.А.

 

Легкоатлетическая эстафета, посвященная 9  мая

II место - Команда юношей школы

III место - Команда девушек школы

 

Робототехника

II место - "Кегельринг-квадро"- Конрат Елизавета(8Б), Никоноров Максим(8Б). Педагог:Смаилов Р.А.

 

Международная Менделеевская олимпиада

III место - "Химия" - Черданцев Владислав(8В). Педагог:Молокова И.Н.

 

Областной турнир им. Е.Бекмаханова

II место - "История и краеведение" - Горбатюк Святогор(8Б), Ким Валентин(8В), Никоноров Максим(8В)

III место - "История и краеведение" - Ким Валентин. Педагоги:Черненко В.И., Кожокар В.А.

   

 

Галерея

  

   

Государственные символы

Расписание
Партнерам
Новости

Механизмы формирования коммуникативной компетентности учащихся средствами русского языка.

Павлодар ?аласыны?

«Дарынды балалар?а арнал?ан №8 лицей-мектебі» ММ

 

ГУ «Школа-лицей №8 для одаренных детей» г. Павлодара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизмы формирования коммуникативной компетентности учащихся средствами русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игнатьева Раиса Искандеровна,  жо?ары санат м??алімі

Игнатьева Раиса Искандеровна,  учитель   высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Павлодар

 

 

 

 

 

Русский язык в умелых руках и в опытных

устах - красив, певуч,  выразителен,

послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

Введение.

 

«Именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания,  расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за ее пределами»,  из Послания Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан-2050»

Главная цель обучения родному языку в современной школе заключается в том, чтобы обеспечить речевое развитие учащихся, помочь им овладеть основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

-снижение интереса к изучению языка, его структуры, отсутствие грамотной, образной речи у учащихся

-неумение читать и видеть текст как единое целое, находить и использовать выразительные средства языка в устной и письменной речи

-отсутствие языкового чутья, незнание и неумение видеть художественное своеобразие произведений

Цель моей работы:

Отбор наиболее эффективных методов и приемов развития речи при изучении изобразительно-выразительных средств языка.

Изучение средств выразительности на уроках русского языка  имеет огромное эстетическое и практическое значение. Перед учителями стоит задача стилистического изучения языка, то есть изучение языка в употреблении, как материала, из которого создается текст.

В соответствии с целью обучения в современных программах по русскому языку усилена речевая направленность курса. Это проявляется в том, что центральной единицей обучения становится текст как речевое высказывание. При этом текст является объектом анализа не только на уроках развития связной речи, но и на каждом уроке, какой бы грамматической теме он не был посвящён.

Речевая направленность курса русского языка предполагает усиленное внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к  языку, интереса к его изучению.

Решению этой задачи, в частности, служит систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции русского языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств выразительности в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка.

Внимание к образному слову позволяет  обогатить речь учащихся.

 По учебному плану 1804 года в состав филологических дисциплин включалась всеобщая грамматика, грамматики отдельных языков, риторика и логика. Риторика считалась главной наукой словесности. Основным принципом языковой дидактики этого периода являлся принцип сопоставления: родной язык изучался в сопоставлении с  неродными (латинским, греческим, французским, немецким).

В начале XX века происходит свёртывание сопоставительной системы изучения языков. Теоретико-словесный курс сокращается и упрощается: из него исключаются сведения логики, правила риторики и сам термин «риторика».

В советское  время сформировалась одноязычная дидактика, в которой отсутствовали логика, риторика и поэтика. Тексты художественной литературы в ней выступали как основа нормативных правил грамматики.

В 90-е годы XX столетия наметился процесс возрождения словесности как учебного предмета, обеспечение речевого развития обучающихся стало основной целью уроков русского языка и литературы, в связи с этим учебники обогатились материалами, помогающими осознать связь между этими предметами.

Вводить элементы русской словесности в уроки русского языка согласно программе необходимо уже в 5 классе, потому что именно с этого времени обучающиеся приступают к последовательному, системному изучению лингвистики.

Учащиеся практически не пользуются образными средствами языка для придания речи выразительности, яркости. Причиной этому является отсутствие специальной работы на уроках русского языка по обогащению речи учащихся изобразительными средствами. Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования речи учащихся  класса, обогащения ее изобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса к языку.

Например, при изучении раздела «Лексика и фразеология» в 5 классе рассматривается переносное значение слова как основа создания художественных тропов: эпитета, олицетворения, метафоры. При изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» можно провести наблюдения за использованием приёма олицетворения в художественном тексте; при изучении темы «Имя прилагательное» - за употреблением прилагательных в качестве эпитетов.

Традиционная работа над выразительными средствами языка на уроках сводится к проведению элементарного анализа текста.

Необходимо вводит следующие этапы и виды работ:

-ввести понятие

-сформировать умение находить данное средство выразительности языка и определить его  роль в тексте

-создать текст с использованием данного средства

-использовать данное средство в своей речи, в своих высказываниях, в творческих работах.

Нетрадиционная работа включает следующие этапы:

-ввести в текст различные тропы

-написать сочинение – миниатюру, используя изобразительные средства

-редактировать текст, определяя уместность употребление того или иного тропа

-написать стихотворение с использованием тропов

 

Тренировочные упражнения.

1.Работа с таблицей.

Учащиеся заполняют таблицу примерами

 

Тропы

Определение

примеры

Гипербола

Стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчеркивания сказанной мысли

 

Сравнение

Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому либо общему для них признаку

 

Олицетворение

 Приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным

 

Эпитет

Определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения

 

Метафора

Слово или выражение, употребляемое  в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким - либо другим на основе их общего признака

 

Примеры:

1.Зеркало реки

2.Седой туман, лимонный свет

3.Мы не виделись сто лет.

4.Я три тарелки съел

5. Шустрая, как белка

2.Разделы программы, направленные на изучение изобразительно-выразительных средств языка

 

Раздел программы или изучаемая тема

Изучаемые изобразительно-выразительные средства

1.

Фонетика и орфоэпия

Звукопись в поэтическом тексте (повторение).

2.

Анализ изобразительно-выразительных средств

Тропы: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия.

3.

Текст-описание

Использование изобразительно-выразительных средств (эпитет, олицетворение)

4.

Слово. Лексическое значение слова

Метафора

5.

Однозначные и многозначные слова

Богатство и многообразие художественных средств языка

 

3.Формы работы при изучении изобразительно-выразительных средств  на уроках русского языка.

1.Изучение тропов и их нахождение при выполнении домашних упражнений (связные тексты)

2. Составление кроссвордов с использованием тропа (например: эпитет)

3.Творческая игра. Рассказ на одну букву.  Прекрасный петух. Поутру прискакал Петя. Петенька, Петенька,  подойди. Пой.

4.Музыкальные пятиминутки (подобрать ассоциативные слова, навеянные музыкой) Звучит спокойная мелодия.

5.Ассоциативные игры.  Игра развивает интуицию, ассоциативное мышление. Игра обычно поражает сложностью и многообразием связей между словами в языке, а ведь они в лучшем случае знают только о тематических группах, синонимах, антонимах.

-Задания-намеки: К-сумка (кенгуру)  У - горячий/ холодный (Утюг). М – очки (мартышка)

-«Венок сравнений» Играющие (3-5 уч-ся) выбирают какое-либо слово и начинают сравнивать его с чем-либо. Например: слово река. Возможные варианты: она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая. Она похожа на время, ее тоже невозможно остановить Задача каждого - привести убедительное сравнение, повторы запрещены.

6.Игра «Буриме» Учащиеся выбирают 2 пары рифм (свечка-речка, хочу-лечу) и сочиняют четверостишие в течение пяти минут. Читается вслух, выбирается лучшее. На первых порах похвалить. Очень важное в «Буриме» - постепенность и многократное повторение попыток. Важно показать, что, используя удачный  синоним,   или убрав служебное слово, добавив междометие, можно добиться стройности речи.

7.»Головоломка». Отрывок стихотворения из 4-12 строк разрезается на отдельные слова. Задача – собрать текст и определить средства выразительности.

8. «Эпитеты». На доске слово «дом». Учащиеся за 5 минут подбирают эпитеты, записав их на листочках. Зачитывают их и зачеркивают повторяющиеся слова. У каждого игрока после сверки остается небольшой список или один оригинальный эпитет. Теперь свою находку надо защитить. Побеждает тот, у кого длинный список, прошедший защиту эпитетов.

Игра оживляет восприятие языка, раскрывает творческие способности. У ребят появляется ироническое отношение к штампованным определениям, дежурным эпитетам.

9.Сочинения на основе личных впечатлений

Ученик не должен писать и говорить о том, что он не пережил лично. Что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть. Что сказать. Личные впечатления могут быть разными: музыкальные, читательские, жизненные впечатления, фантазийные впечатления.

10.Устная или письменная газета. Ученики готовят сообщение о том, что происходит в школе, в классе, в городе. Сообщение в определенном стиле, должно быть информативным. Точным, интересным.

11.Терминологический диктант.

Учитель читает определение. Учащиеся записывают изобразительно-выразительное средство.

12. Анализ текста И.С. Никитина  «Утро» (фрагмент)

-Сколько картин, рисующих зарождение летнего утра, прошло  перед вашими глазами?

-Что характерно для предрассветного утра? (полная тишина,  все  погружено в сон)

-Какие слова стихотворения передают эту тишину?  (вода зеркальная,  камыш задремал) Определите образность слов.

-Укажите, как автор показывает борьбу рассвета с ночью (звезды меркнут и гаснут, расстилается пар по лугам, разливается алый свет зари по воде, по деревьям)

-Устанавливаем разницу в значении двух первых глаголов и показываем их выразительность. Подбираем к двум другим глагола синонимы и попутно останавливаем внимание на переносном значении всех этих глаголов, т.е. даем им почувствовать их метафоричность.

-Далее учащиеся находят эпитеты (пар белый, вода зеркальная, камыш чуткий, тропинка росистая, роса серебристая) и раскрывают их смысловое значение

Задания для анализа эстетической функции языка:

-Что вы увидели? Словесное рисование.
- Что вы услышали? Какие звуки удалось воспроизвести автору?

13. Творческая работа: «раскрашивание» текста».

Исходный текст:

Ночь. Луна висит над поймой реки. Облака плывут по небу. Где-то вдали кричит какая-то птица. Старый лес шумит. Могучие ели качают своими верхушками.

Задание: С помощью наречий «раскрасьте»  текст   дважды: передайте сначала состояние покоя, затем состояние тревожного ожидания.

Задание после прослушивания полученных вариантов: отметьте среди использованных вами наречий наречия-эпитеты и наречия-метафоры.

14.Сочинение стихотворений на заданную тему. Участие в  литературном альманахе «Лицеист»

 

Заключение.

Все перечисленные формы работы позволяют ребятам сначала проводить наблюдения над изобразительно-выразительными средствами языка, затем, пользуясь образцами, включать их в свои творческие работы и, наконец, научившись пользоваться ими свободно, вводить в собственную устную и письменную речь. Это позволяет решать две  основные  задачи современной языковой дидактики: обеспечение речевого развития обучающихся и воспитание грамотного читателя.

 

 Используемая литература:

1.Послание Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана. «Стратегия-

2050». Астана.14 декабря 2012 г.

2.Л.Н.Петрановская.  Игры на уроках русского языка Библиотека «Первого сентября» Москва, Чистые пруды,2010 г.

3.Л.Д.Гладевич, Э.Д. Фудим.  Уроки русского языка в 5 классе. Москва, «Просвещение», 1991 г.

4.П.М.Баев «Играем на уроках русского языка».Москва. «Русский язык» 1989 г.

5.Сидоренко В.А. Углубленное изучение русского языка. Москва, «Просвещение», 1967 г.

7.Е.К.Мережинская, А.Ю. Гуревич «Занимательная грамматика». Киев. «Радянська школа»,1964 г.

8.Л.Т.Григорян «Язык мой – друг мой». Москва. «Просвещение»,1988 г.

9.П.А.Лекант и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. Москва. «Дрофа», 2001 г.

 

10.Т.Н.Андриянова, О. Н. Суслова.  Русский язык. Астана.«Арман –ПВ»,2015 г.