ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №8 для одаренных детей города Павлодар
г. Павлодар, ул. Ленина, 12
8 (7182) 53-47-14
Расписание
Партнерам

Партнерам

Новости

Урок по теме «Правописание чередующихся гласных в корнях раст-ращ-рос, лаг-лож.

 

Пастухова Марина Николаевна, 5 класс, русский язык.

Урок по теме «Правописание чередующихся гласных в корнях раст-ращ-рос, лаг-лож.

Цель: изучение условий выбора орфограммы.

Задачи:

Обучающая: дать учащимся представление о правописании чередующихся гласных в корнях, формировать умение анализировать и делать выводы;

Развивающая: развивать познавательные интересы:

·        память;

·        мышление;

·        воображение;

развивать связную устную и письменную речь.

Воспитывающая: формировать культуру общения.

Тип урока: урок усвоения знаний, умений и навыков.

 Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, карточки со словами.

Ход урока.

       I.            Мотивационный этап

-Ребята, сегодня мы с вами должны помочь почтальону Печкину отправить телеграмму дяде Федору. В тексте есть ошибки, а с ошибками телеграммы не принимаются.

Учащимся предлагается прочитать текст телеграммы на интерактивной доске (слайд 1):

«Дядя Фёдор! Приезжай в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным снова поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются! В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит да песни слогает. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Пропадает вырощенный урожай!

Вот такие дела. Приезжай, Дядя Фёдор!»

Чтобы исправить ошибки в телеграмме, вам предстоит исследовать предложенные слова и сделать вывод об их правописании. Проверить себя вы сможете, обратившись к учебнику.

      II.           Осознание.

1.     Учащиеся делятся на 4 группы (2 группы исследуют корни раст-ращ-рос, 2 другие группы – лаг-лож) и получают задание на карточках (карточки со словами).

Карточка №1: сложение, приложить, предложить, прилагательное, сложный, предлагать, подложить, изложение, выложить, положение.

Карточка №2: Подросли, заросли, вырастить, зарастать, водоросли, растить пророс, растение, подрастают, выращенный.

2.       Презентация исследовательской работы.

Учащиеся сообщают, к каким выводам они пришли, исследуя слова, что узнали, прочитав параграф учебника (слова-исключения).

3.        Физкультминутка. Ребята, давайте старательно произнесем вместе со мной звуки О и А. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему.  Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

4.        Самостоятельная работа.

Дети самостоятельно исправляют ошибки в телеграмме Печкина, чтобы отправить её дяде Фёдору.

5.        Взаимопроверка (слайд 2).

6.        Тест по изученной орфограмме:

Вариант 1:

1.     В каком слове есть корень -раст-?

A.   растворитель

B.   растирание

C.   контраст

D.   разрастись

2.     В каком слове есть корень –ращ-?

A.   вращение

B.   отращивать

C.   сокращать

D.   отвращение

3.     В каком слове на месте пропуска пишется буква о?

A.   дикор…стущие деревья

B.   выр…щенные огурцы

C.   р…сточек сливы

D.   подр…стающее поколение

4.     В каком слове на месте пропуска не пишется буква А?

A.   позвонить Р…стиславу

B.   младенческий возр…ст

C.   возр…стающий шум

D.   прир…щение скорости

5.     В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

A.   отр…слевое производство

B.   ср…щение частей

C.   прийти к р…стовщику

D.   р…стительное масло

6.     В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

A.   выр..стить кукурузу

B.   выр…сли цветы

C.   нар…стание скорости

D.   позар…стали камышом

7.     Укажите слово с чередующейся гласнойв корне:

A.   нер…сторжимый

B.   пор…стрескаться

C.   р…ссыпи

D.   подр…сти

Вариант 2:

1.     Укажите вариант ответа, в котором есть слово с корнем –раст-?

A.   растворитель

B.   растопить

C.   растаять

D.   дикорастущий

2.     В каком слове есть корень –ращ-?

A.   превращение

B.   наращиваешь

C.   возвращаться

D.   сокращение

3.     В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

A.   маленький р…сток

B.   известный р…стениевод

C.   юношеский возр…ст

D.   вечнозеленые р…стения

4.     В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

A.   выр…щенный урожай

B.   морские водор…сли

C.   молодая пор…сль

D.   р…стовщический капитал

5.     В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

A.   непроходимые зар…сли

B.   выр…сший клён

C.   буйно раз…статься

D.   поехать в Р…стов

6.     В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

A.   произр…стать на севере

B.   семена прор…сли

C.   густо зар…сти

D.   обр…стать слухами

7.     Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

A.   пристр…ститься

B.   пор…стаскать

C.   нер…сторопный

D.   разновозр…стной

 

7.                Самопроверка (слайд 4).

8.                Самооценка (слайд 5).

 

 III.            Рефлексия.

Чему мы сегодня научились на уроке?

Достигли ли цели урока?

Ребята, сегодня мы с вами хорошо поработали. Если вам понравилось на уроке, обернитесь к соседу справа и пожмите ему руку, к соседу слева, возьмитесь за руки и скажите: «Как мы хорошо поработали! Молодцы!»

IV.            Домашнее задание: задание по выбору учащихся:

1.     написать ответ Печкину от имени Дяди Фёдора, используя слова на данную орфограмму;

 

2.     упражнение по учебнику