ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №8 для одаренных детей города Павлодар

 

 

Картинки по запросу instagram  Картинки по запросу фейсбук

г. Павлодар, ул. Астана, 12
8 (7182) 53-47-14

Полезная информация

Телефон доверия
8 771 425 52 33


Медицинский сотрудник (служба)
8-705-268-30-17

Уполномоченный по правам ребенка РК
Телефон 111 перейти на сайт

Численность обучающихся в лицее
901 учеников

 

  

Достижения

Международная Сатпаевская олимпиада

I место - Драганчук Антон - "Математическое направление", "Физика", 

"Математика" - Уколов Иван 

II место - "Физика" - Укибаев Ануар, Лим Владимир, Рахимжанов Динмухамед

"Химия" - Шерстобитова Ольга

III место - "Математика" - Горбатюк Святогор, Рахимжанов Динмухамед, Лим Владимир

"Информатика", "Программирование"- Гончаров Матвей

"Химия" - Колдашев Эмиль

 

Областной фестиваль робототехники "Казроботикс"

III место - "Кегельринг-квадро"- Конрат Елизавета(8Б), Никоноров Максим(8Б)

III место - "Слалом" - Васин Евгений(7В), Ахметов Арлан(7В). Педагог:Смаилов Р.А.

 

Легкоатлетическая эстафета, посвященная 9  мая

II место - Команда юношей школы

III место - Команда девушек школы

 

Робототехника

II место - "Кегельринг-квадро"- Конрат Елизавета(8Б), Никоноров Максим(8Б). Педагог:Смаилов Р.А.

 

Международная Менделеевская олимпиада

III место - "Химия" - Черданцев Владислав(8В). Педагог:Молокова И.Н.

  

Государственные символы

Галерея

Расписание
CONST_PARTNER

Картинки по запросу билим ленд логотипКартинки по запросу кунделик логотип  Картинки по запросу айтест логотип  

Новости

Тема: «Синонимы и их роль в речи»

 

План-конспект  урока

по русскому языку в 3 классе.

 Тема: «Синонимы и их роль в речи».

Цели:

 1. Способствовать:

-формированию знаний учащихся о группе слов, которая называется синонимами;

-знакомству учащихся с ролью синонимов в нашей речи.   

   

2. Способствовать:

-развитию речи учащихся через осознанное употребление синонимов;

-развитию навыков подбирать синонимы к данному слову, использовать в предложении;

-развитию орфографической зоркости,

-развитию интеллектуальных способностей учащихся (процессов памяти, внимания, мышления),

-развитию навыков самостоятельной работы, познавательного интереса.

 

3. Содействовать:

-воспитанию культуры умственного труда,;

-воспитанию уважительного, дружеского отношения друг к другу.

 

Методы:                 словесный, наглядный, частично-поисковый,       

                               практический, самостоятельная работа.

 

Формы:                  фронтально-коллективная, индивидуальная,

                                 коллективная, работа в паре, работа в группе.

 

Оборудование:      Наглядность:

  Использование ИКТ.

                                      Цветограмма.

  Оценочный лист. Критерии оценки.

 

Для ученика:        Учебный лист темы.

                                      Карточка с заданиями 1, 2, 3 уровня.

  Ключ к заданиям 1 и 2 уровня.

                                 Памятка-правило.

  Оценочный лист. Критерии оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока /

время

                                  Содержание

урока

 

1.Организаци-онно-мотива-ционный этап

(1 минута).

 

 

 

 

 

2.Организация

ситуации успеха. Выход на тему урока.

(5 минут).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

(2 минуты)

 

 

 

 

 

 

4. Операцион-ный этап.

(25 минут).

 

 

 

(4 мин.)           а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

                  

 

 

(6 мин.)         б)

                         

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза (2 мин.)

 

 

 

 

 

 

(8 мин.)          в)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(8 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Рефлексия.

(3 минуты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Домашнее задание.

(1 минута).

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. -Начинаем урок.

Слайд №1

Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и  старательны!

-Мы начинаем урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.

Слайд №2

Я держу в ладонях Солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь - это ж просто!

Лучик Солнца - это Вам!

-Ребята, я дарю вам лучик солнца и надеюсь, что вам сегодня на уроке будет интересно и вы узнаете много нового!

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте своему соседу удачи на сегодняшний урок.

-Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Слайд №3

-Каллиграфическая минутка:

Дд (пол.строчки), затем записываем слово «друг».

Какая орфограмма в этом слове?

Как можем проверить?

Какие это слова?

 

-Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Слайд №4

Старый друг лучше…

Приятелей  много, а друга нет.

-Какие слова близкие по значению? Это слова родственные? Почему нет?

Вывод: тема урока – синонимы.

Слайд №5

Поставьте цели на сегодняшний урок:

- хочу узнать… ,

- хочу научиться… ,

- хочу применять…

(Учитель помогает сформулировать цели урока).

- Записываем в тетрадь слова-синонимы: друг, приятель, товарищ.

Мы уже немного познакомились с синонимами, давайте попробуем записать в кластер то, что мы узнали об этих словах.

Синонимы

 

 

 

 

 

 
Слайд №6

 

 
 
 

 

 

 


- Что у вас получилось?

-Попробуйте рассказать правило, что называется синонимами?

Слайд №7

Правило:

Слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию называются синонимами.

-Прочитайте правило по учебнику на стр.50 Что вы узнали из правила нового?

-Расскажите правило в паре друг другу.

(Подводятся итоги всего выше сказанного).

Задания 1 уровня.

Слайд №8

- к данному слову подбери подходящий по смыслу синоним;

- определи, к какой части речи относятся слова;

- запиши в тетрадь.

Подсказка: слово-синоним состоит из четырёх букв.

Противник – в… , солдат – б… , в… , шагать – ид.. , красный – а… .

Слайд №9

КЛЮЧ К ЗАДАНИЯМ 1 УРОВНЯ:

         сущ.

Противник – враг,

      сущ.

солдат –  воин, боец,

         гл.

шагать – идти,

     прил.

красный – алый.

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Взаимопроверка.

Отметьте своё настроение в оценочном листе.

-У кого жёлтый цвет?

-У кого зелёный цвет?

-У кого синий, красный?

(Если такие есть), объясните причины выбора такого цвета.

-Почему была тревожность?

-Что посоветуем ученику?

Оценивание.

-У кого «5»?

-У кого «4»?

-У кого «3»?

Мы справились и с этим заданием. Повторим правило.

Рефлексия:

-что такое синонимы? Какой частью речи они могут быть?

Запишите в кластер, что вы узнали нового, выполняя это задание.

 

Слайд 10

Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём:

Я иду – и он шагает,

Я смеюсь – хохочет он,

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

- Назовите синонимы.

 

Задания 2 уровня :

-прочитай предложения;

-замени повторяющиеся слова синонимами;

-используй слово-помощник.

 

1 вариант.

Заяц сидел под кустом и дрожал. Зайцу было страшно в пустом осеннем лесу.

Слово-помощник: косой.

 

2 вариант.

Одуванчик расцвёл с восходом солнца. Одуванчик был похож на солнышко.

Слово-помощник: цветок.

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

 

Слайд 11.

Проверка по ключу.

1 вариант.

Заяц сидел под кустом и дрожал. Косому было страшно в пустом осеннем лесу.

2 вариант.

Одуванчик расцвёл с восходом солнца. Цветок был похож на солнышко.

-Для чего мы заменили повторяющееся слово? (Чтобы наша речь была красивой).

-У кого жёлтый цвет?

-У кого зелёный цвет?

-У кого синий, красный?

(Если такие есть), объясните причины выбора такого цвета.

-Почему была тревожность?

-Что посоветуем ученику?

Оценивание.

-У кого «5»?

-У кого «4»?

-У кого «3»?

-Мы справились и с этим заданием. Повторим правило.

 

Слайды: 12, 13, 14.

Задания 3 уровня :

- Замени фразеологизмы словом-синонимом.

 

Водить за нос.

Фразеологизм 4

 

Работать спустя рукава.

 

 

 

На всех парусах:

Учитель оказывает стимулирующую, обучающую и направляющую помощь.

Проверяет учитель.

 Проверка:

Слайд 15

Водить за нос - обманывать, Работать спустя рукава - плохо,

на всех парусах - очень быстро.

 

-У кого жёлтый цвет?

-У кого зелёный цвет?

-У кого синий цвет?

-Есть ли в цветограммах красный цвет?

-Что посоветуем?

Учитель подводит итоги, какой цвет преобладает.

Оценивание.

-У кого  «5»?

-У кого «4»?

-У кого «3»?

-Какие трудности испытывали?

-Что посоветуем?

Подводится итог:

Синонимы – это…

 

Вот мы и справились со всеми заданиями сегодняшнего урока.

Итог урока.

-Над какой темой работали сегодня на уроке?

-Вы достигли цели урока?

-Довольны ли вы своей работой

на уроке?

Поднимите руки, у кого преобладают «5»?

-У кого преобладают «4»?

-У кого больше «3»?

-Кто выполнил все задания и не испытывал трудности?

-Кто, выполняя задания, испытывал затруднения?

-Какие именно?

-Запишите в дневник домашнее задание. Можете выбрать или 1, или 2 уровень.

-Поднимите руку, кто выбрал задание 1 уровня? 2 уровня?

Оценка работы учащихся:

-Я довольна вашей работой.

-Спасибо за урок!

Возьмите стикер жёлтого, или зелёного, или синего, или красного цвета и прикрепите к картинке Буратино. На стикере можете написать своё мнение об уроке.

Урок окончен. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся приветствуют учителя, улыбаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся общаются в паре, желают друг другу всего хорошего.

 

Уч-ся открывают тетради, записывают.

 

Записывают.

Дети объясняют: парная согласная в конце слова. Подбирают проверочное слово. Записывают: друг – к другу. Объясняют, что это родственные слова, однокоренные. Говорят правило, какие слова являются родственными, выделяют корень.

Объясняют значение пословиц.

Отвечают: друг, приятель – это слова разные по написанию, но близкие по значению.

 

Учащиеся отвечают.

 

 

 

 

 

Уч-ся записывают синонимы в тетрадь.

Уч-ся объясняют орфограммы.

 

 

 

 

 

Уч-ся работают в группах, составляют кластер.

 

Уч-ся озвучивают.

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

Уч-ся читают правило по учебнику. Отвечают, что синонимы служат для того, чтобы наша речь была более яркой и выразительной.

Рассказывают в паре.

 

Дети работают самостоятельно, выполняют задания 1 уровня. По мере выполнения проверяют самостоятельно по ключу друг у друга, т.е. делают взаимопроверку. Затем оценивают своего товарища в оценочном листе по критериям:

 

1.Списал без исправлений – 1 балл

2.Каллиграфическим почерком -1б.

3.Правильно подобрал синоним – 3б.

Итого: 5 баллов.

 

Уч-ся отвечают.

 

 

Уч-ся отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся отвечают.

 

Работают в группе, записывают в кластер.

 

 

Дети шагают и читают.

 

 

 

 

 

Уч-ся называют.

 

 

 

 

 

Дети читают. Отвечают, что повторяется слово «заяц», («одуванчик»).

Чтобы наша речь была красивой, нужно заменить другим словом. Это слово тоже отвечает на вопрос кто? (что?)

 

Самопроверка по ключу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся отмечают своё настроение в оценочном листе, работают по критериям.

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание по карточке.

 

Учащиеся читают задание, объясняют, что такое фразеологизмы.  После объяснения приступают к выполнению.

Работают самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся

отмечают своё настроение в оценочном листе.

Оценивают работу в оценочном листе.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассказывают правило.

 

 

Ученики отвечают:

-Мы работали над темой: «Синонимы и их роль в речи».

Отвечают, поднимают руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся записывают д/з.