ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №8 для одаренных детей города Павлодар

 

 

Картинки по запросу instagram  Картинки по запросу фейсбук

г. Павлодар, ул. Астана, 12
8 (7182) 53-47-14

Полезная информация

Телефон доверия
8 771 425 52 33


Медицинский сотрудник (служба)
8-705-268-30-17

Уполномоченный по правам ребенка РК
Телефон 111 перейти на сайт

Численность обучающихся в лицее
901 учеников

 

  

Достижения

Международная Сатпаевская олимпиада

I место - Драганчук Антон - "Математическое направление", "Физика", 

"Математика" - Уколов Иван 

II место - "Физика" - Укибаев Ануар, Лим Владимир, Рахимжанов Динмухамед

"Химия" - Шерстобитова Ольга

III место - "Математика" - Горбатюк Святогор, Рахимжанов Динмухамед, Лим Владимир

"Информатика", "Программирование"- Гончаров Матвей

"Химия" - Колдашев Эмиль

 

Областной фестиваль робототехники "Казроботикс"

III место - "Кегельринг-квадро"- Конрат Елизавета(8Б), Никоноров Максим(8Б)

III место - "Слалом" - Васин Евгений(7В), Ахметов Арлан(7В). Педагог:Смаилов Р.А.

 

Легкоатлетическая эстафета, посвященная 9  мая

II место - Команда юношей школы

III место - Команда девушек школы

 

Робототехника

II место - "Кегельринг-квадро"- Конрат Елизавета(8Б), Никоноров Максим(8Б). Педагог:Смаилов Р.А.

 

Международная Менделеевская олимпиада

III место - "Химия" - Черданцев Владислав(8В). Педагог:Молокова И.Н.

  

Государственные символы

Галерея

Расписание
CONST_PARTNER

Картинки по запросу билим ленд логотипКартинки по запросу кунделик логотип  Картинки по запросу айтест логотип  

Новости

«Профилактика нарушений осанки и зрения у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе»

 

 

 

 

Мещанинова Ольга Валерьевна – учитель физической культуры

школы-лицея №8 для одаренных детей  г. Павлодара, высшая категория

 

 

 

 

«Профилактика нарушений осанки и зрения у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе»

 

 

 

В данной статье  автор рассматривает методику применения упражнений по профилактике нарушений осанки и зрения у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе, предлагает практический материал для  использования его в разделах школьной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдения врачей, научные исследования последних лет свидетельствуют о катастрофическом снижении уровня здоровья населения, все меньше ставиться «практически здоровых» людей. При этом особую озабоченность вызывает состояние здоровья детей и подростков.

Система школьного воспитания, к огромному сожалению, нередко усугубляет разрушение здоровья детей. Поступив в школу, ребенок двигается и играет в десятки раз меньше, чем в дошкольном периоде: теперь большую часть времени ему приходиться проводить за партой и письменным столом.   

При этом начальный период обучения школьников предполагает чрезвычайно высокий уровень и зрительных нагрузок в связи с интенсивным овладением чтением, письмом, счетом, а также внедрением компьютерных технологий в игровую и учебную деятельность.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-ый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. К основным видам заболеваний можно отнести – дефекты опорно-двигательного аппарата в виде плоскостопия, нарушения осанки, сколиоза, близорукость, неврозы, заболевания дыхательной и сердечно - сосудистой систем, органов пищеварения.

Поэтому одной из важнейших учебно-воспитательных задач в школе должно стать – укрепление здоровья детей./1,2,3,4 и др./

Учителя физической культуры нередко называют учителем здоровья. Ведь он, как никакой другой педагог школы, заботится о функциональной подготовке учащихся, о развитии у них быстроты, гибкости, силы, выносливости, координации движений, печется о том, чтобы дети получили необходимые знания о закаливании, о физическом совершенствовании, соблюдали здоровый образ жизни.

И все-таки некоторые жизненно важные органы и системы детского организма подчас не попадают в поле нашего пристального внимания. Это касается, в частности, органов зрения детей и осанки.

Зрительный анализатор – самый неподготовленный и чувствительный к учебным нагрузкам орган ребенка, впервые приходящего в школу. В возрасте 6-7 лет, т.е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития и заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам./3/.

Как свидетельствует статистика заболеваемости, младший школьный возраст представляет собой своеобразную зону повышенного риска приобретения так называемой школьной  формы близорукости./3,5,6/. Именно в младшем школьном возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.

К тому же зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает крайне необходимого для него целенаправленного оздоровительного воздействия./3,5/

 Поскольку организм ребенка очень восприимчив всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание.

Установлено, что чаще близорукость возникает у детей с недостаточным физическим развитием. Это позволяет по-новому оценить значение физической культуры в профилактике близорукости и ее прогрессировании. Развитию миопии способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц глаза. В результате прогрессирование близорукости замедляется, а то и совсем приостанавливается. При общем укреплении организма зрение может улучшиться./5,6,7/.

Мышцы у детей младшего школьного возраста еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что может привести к плохой осанке. Изгибы позвоночника еще в стадии формирования. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются слабостью и большой податливостью к внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает ассиметричное положение тела. В связи с этим  у младших школьников нередко наблюдается искривление позвоночника, что в свою очередь приводит к задержке развития грудной клетки, к стойким нарушениям работы сердца и легких, к уменьшению жизненной емкости последних. Все это указывает на то, что организм младшего школьника еще не приспособлен к условиям статического положения при учебных занятиях в школе./8,9,10/.

В действующей учебной программе по физической культуре РК, на наш взгляд, уделяется мало внимания вопросам профилактики нарушений осанки и зрения у детей младшего школьного возраста.

         В связи с этим возникла необходимость включать в содержание уроков физической культуры, а также в физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня упражнения для профилактики нарушений осанки и зрения.

Высокий уровень нарушения осанки и зрения в школьном возрасте и его тенденция к увеличению с возрастом указывает на необходимость постоянной и систематической работы по его предупреждению, начиная с младшего школьного возраста.

Формированию правильной осанки помогают все упражнения, укрепляющие мышцы. Хорошо продуманные общеразвивающие упражнения, разносторонне воздействуя на все группы мышц, создают хороший мышечный корсет, способный удерживать тело в правильном положении.

Для формирования правильной осанки большое значение имеют упражнения, укрепляющие мышцы стопы, которые предупреждают плоскостопие и помогают исправить его.

С целью профилактики нарушений осанки на уроках физической культуры можно использовать либо отдельные упражнения, включаемые в ОРУ, либо  комплексы упражнений.

 Среди отдельных упражнений применяются упражнения без предмета, направленные на формирование правильной осанки; упражнения у вертикальной плоскости; упражнения укрепляющие мышцы стопы. Их нужно использовать на каждом уроке в основном во вводной  и заключительной частях.

В специальные комплексы включаются  упражнения:

-   с предметами (гимнастические палки, мячами, скакалками, обручами и др.);

-   у вертикальной плоскости;

- с удержанием груза на голове (мешочек весом 150-200грамм, наполненный песком, горохом, семечками и др.). Мешочек кладут на голову, ближе ко лбу. Груз на голове контролирует положение тела, так как при малейшем отклонении от правильного положения  мешочек падает.

Специальные упражнения для воспитания осанки применяются на каждом уроке: легкие и хорошо освоенные – во вводной и заключительной частях; новые, требующие специального обучения, - в основной.

С целью формирования правильной осанки используются подвижные игры. В одних играх сохранение правильной осанки является основным условие, в других - применяются упражнения укрепляющие осанку для проигравших учеников (у вертикальной плоскости, с удержанием груза на голове). 

С целью профилактики нарушений зрения у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры применяются специальные упражнения для укрепления глазных мышц, также  включаются релаксационные упражнения для снятия зрительного напряжения,  специальные зрительные игры для совершенствования зрительных функций.

Специальные упражнения для глаз эффективно сочетать с обще развивающими. Основное  условие таких упражнений – выполнение задания при неподвижной голове. Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12. Используются они во вводной части урока.

Специально-восстановительные и специально-тренирующие зрительные игры  желательно применять комплексно. В начале учебного года, в первой четверти доминируют специально-восстановительные игры в соотношении 2:1. В остальных учебных четвертях данное соотношение изменяется в сторону преобладания специально-тренирующих игр-3:1. Специально-зрительные игры применяются в заключительной части урока физической культуры./3/.

В заключительной части урока также необходимо применять упражнения для снятия зрительного напряжения («пальминг»).

Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12.Степень нервно-мышечного напряжения должна быть средней, чтобы не вызвать значительного утомления организма и снижения остроты зрения./5,6,11/.

Наиболее эффективное  влияние на улучшение состояния зрения младших школьников оказывает использование глазодвигательной гимнастики, выполняемой в сочетании с упражнениями на укрепление осанки.

Примечательно, что кроме формирования полноценного зрения в условиях современных учебных нагрузок предлагаемый игровой материал способствует  концентрации внимания учащихся, а это позволяет оптимально переключать их на последующую учебную деятельность.

Для эффективности проведения мероприятий по профилактике нарушений зрения необходимо соблюдать следующую последовательность в обучении учащихся: овладение навыками релаксационных упражнений; овладение навыками выполнения упражнений, направленных на тренировку глазных мышц; овладение навыками выполнения упражнений, направленных на укрепление осанки; совершенствование зрительных функций с помощью специализированных зрительных и спортивных игр. Работать над формированием у учащихся навыка правильного и самостоятельного выполнения упражнений, привычки постоянно заботиться о состоянии своего здоровья.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

 

 

(Отдельные виды упражнений и комплексы упражнений, рекомендуемые для использования на уроках физической культуры с целью профилактики нарушений осанки и зрения у детей младшего школьного возраста представлены в методических рекомендациях под таким же названием.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Матвеев Л.П.,Новиков А.Д. Теория и методика физического              воспитания. - М.:Физкультура испорт,1976-С 108-110,138.

2.Маюров А.Н.,Маюров Я.А. В здоровом теле-здоровый дух.// Учебное пособие для ученика и учителя. - М.:Педагогическое общество России,2006-С50-53.

 3.Бондаренко С.В. Тренируем зрение. // Физическая культура в школе. - М.:школа-пресс,№2,1993- С35-36.      

4. Чайковский А.М.,Шенкман С.В. Искусство быть здоровым.-М.:Физкультура и спорт,1984-С75-76.

5. Синяков А.Ф.Зрение. Как его сберечь и улучшить. // Физическая культура в школе. - М.:школа-пресс,№4,1995-С68-71.

6. Аветисов Э.С.,Ливадо Е.И.,Курпан Ю.И. Физкультура при близорукости.- Москва,1985-С3,13-14,22-37.

 7. Заготова С.Н. Валеология. Справочник школьника. – Ростов-на-Дону, 1999 – С88, 114-118.

8. Сермеев Б.В.,Николаев В.Р. Здоровье смолоду. - Горький,1979-С19-21.

9.Каиров А.И., Петров Ф.Н. Педагогическая энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1964.

10. Хрущев С.В.Физкультура в режиме продленного дня - М.: Физкультура и спорт,1986-С16-17,73-84.

11.Жанабердиева К.А. Валеология. Методическое руководство 1-4 классы// Валеология. Физвоспитание. Спорт. – Алматы, №8 2002 – С 23,33-34.